Срок годности моторного масла
Моторное масло, даже если вы храните его в закрытой таре из металла или пластика, тоже может «испортиться». У этого продукта имеются установленные сроки годности (обычно о них информирует потребителя производитель). Длительность хранения может и изменяться — на нее влияют такие факторы, как состав, вид тары и соблюдение/несоблюдение потребителем определенных требований.
Срок хранения современной синтетики/полусинтетики — примерно пять лет, минералки — до трех.
Можно ли пользоваться просроченным маслом? Что оказывает влияние на срок и свойства состава и как поступить, если вы приобрели «некондиционную» смазку? Расскажем в этой статье.

Почему полезно знать сроки годности
Информация о сроках годности смазок необходима в двух ситуациях:
- у вас осталось неиспользованное масло, купленное 2 или 3 года назад, возможно, в неповрежденной упаковке;
- вы собираетесь использовать для движка остатки масла — долить, заменить, но не знаете, не повредит ли это «сердцу» вашего автомобиля.
Моторное масло является технической, а не пищевой жидкостью, так что период его хранения обычно мало кого интересует. Но пренебрегать сроком годности этого продукта не рекомендуется, а чтобы рассчитать его, нужно узнать дату производства.
О стандартах
К моторному маслу существуют требования, регламентированные ГОСТ. Нас интересуют следующие:
- 1-2015. Тут можно ознакомиться с классами (зимними и летними), группами по сфере использования, классами вязкости, способами тестирования и результатами для конкретной продукции. Этот пункт принял МГС 10 декабря 2015 г.;
- 12337-84. Из него можно узнать о технических условиях для масел, предназначенных для дизелей, марках, различных требованиях, правилах приемки, способах и результатах тестирования различных смазок, гарантии производителя и хранении;
- 10541-78. Содержит аналогичные сведения, но касающиеся маркировки, перевозки, хранения. Здесь также есть данные о гарантии производителя.
Где искать срок годности
На упаковке любого типа для хранения смазки можно обнаружить этикетку, наклеенную сзади. Срок годности отсчитывается с даты, когда продукцию изготовили, залили в емкость и маркировали ее перед поступлением в продажу.
Способ указания даты производства отличается в зависимости от страны, где работает бренд:
- отечественные производители указывают на этикетке стандартную дату: день, месяц, год;
- дата изготовления зарубежной продукции зашифрована в номере партии – эта маркировка наносится на производстве после того, как продукцию разольют по упаковкам.
Синтетика и минеральное масло в закрытой таре: срок годности
Период времени, в какой можно применять упакованную жидкость, зависит от его компонентов и бренда.
Синтетика отличается от минералки:
- Срок хранения синтетических и полусинтетических масел большинства известных брендов — не менее 5 лет. Отсчитывается с даты розлива жидкости в заводских условиях по емкостям для хранения. Но есть и исключения, способные прослужить только 3-4 года.
- Срок службы минеральных составов короче — до 3 лет. Их структура быстрее изменяется, следовательно, ухудшается качество и утрачиваются нужные для корректной эксплуатации характеристики и свойства.
Лишь производитель может сообщить точные сроки службы продукции своего бренда. К тому же на пригодность смазки влияют сроки хранения, тип тары и наличие/отсутствие ее герметичности. Если условия хранения нарушены, теоретически срок службы масла способен сократиться в 1,5-2 раза.
Чтобы сохранить заявленный рабочий ресурс жидкости, следите за целостностью и герметичностью тары, защищайте ее содержимое от контакта с атмосферным воздухом и лучами солнца, берегите от перепадов температур и вибраций.
Моторные масла бренда Shell хранятся в закрытой оригинальной канистре до 4 лет.

Срок годности во вскрытой канистре
В ГОСТах 1510-84 и 10541-78 обозначено время хранения смазки при вскрытой таре — 3 года. В этот временной период техническая жидкость хранится и используется по потребностям движка.
Если вы вскрыли «дизельную» смазку, она «проживет» меньше — не более 2 лет. Если она хранится дольше, то неизбежно контактирует с воздухом и светом, а в результате окисляется. Причина такого краткого срока службы простая: масло для дизелей имеет сложный химический состав, оно насыщено присадками, а они легко «портятся» и распадаются на отдельные компоненты.
Если вы хотите сохранить прежний срок годности, но тара уже вскрыта, поменяйте ее:
- на металлическую — она надежно защитит жидкость от нежелательных контактов с внешней средой;
- на пластиковую или металлическую бочку небольшого объема (чем выше литраж, тем больше в ней окажется воздуха, портящего продукт), бочку храните в заполненном до краев виде.
В пластиковых бутылках хранить техническую жидкость нежелательно: они обычно прозрачны, к тому же полимер может взаимодействовать с компонентами смазки.
Заметьте, что производители, обозначающие 2–3-летний срок хранения в открытой таре, не советуют пользоваться открытым маслом уже спустя год после вскрытия упаковки. В иных случаях вся ответственность лежит на владельце автомобиля.
Срок годности масла в моторе
Смена смазки, рекомендуемая производителями и масел, и машин, должна производиться ежегодно — или после каждых 10 тыс. км. Спустя год или после такого пробега структура продукта и качество присадок меняются. Масло постепенно утрачивает смазывающий эффект, то есть становится практически бесполезным. Следовательно, оно служит примерно 12 месяцев после того, как вы залили его в мотор. Причем «я почти никуда не ездил» в этой ситуации не аргумент. Даже если автомобиль все это время стоял в гараже, масло потребуется сменить. Оно так или иначе испорчено нежелательными контактами — например, с чем-либо загрязняющим.

Что случится с маслом от долгого хранения
Бытует мнение о производителях, намеренно снижающих срок годности, чтобы стимулировать продажи. Ничего подобного не существует, а реальность такова, что длительное хранение ухудшает нужные для эксплуатации свойства продукта: оно не смазывает, не служит защитой от коррозии и т. д. Портится масло даже в закрытых емкостях — просто со временем изменяются его химические свойства.
Просрочка имеет следующие серьезные последствия:
- Первоначальные характеристики жидкости ухудшаются или утрачиваются полностью.
- Присадки выпадают в осадок — полностью или частично.
- Ухудшаются вязкость и температура застывания.
- Сульфатная зольность — уже не оптимальные 1,5-2 %.
- Масляный фильтр загрязняется отложениями.
- Горючее может преждевременно воспламеняться, выпускающие клапаны прогорают.
- Удельный вес продукта уже не прежний.
Свойства ухудшаются не одновременно и не моментально после завершения срока годности. Деградация характеристик идет постепенно, и предсказать возникновение критической ситуации практически невозможно.
Но этот процесс может начаться значительно раньше, если вы храните жидкость неправильно. Если не обратить внимания на требования и долить в мотор «просрочку», смешав ее с новой жидкостью, ничего ужасного не случится. Но перед доливкой проверьте старую смазку — есть ли осадок, изменились ли оттенок, запах, вязкость, плотность.
Главный неприятный момент при доливке старого масла в мотор — это повышение угара.
Что делать с просроченным моторным маслом
Любой продавец в автосалоне, не говоря уже о консультантах производителя или завода-изготовителя автомобилей, не посоветует вам пользоваться просроченным маслом именно из-за ухудшившихся рабочих качеств.
Но если продукт качественный, а просрочен он ненамного, стоит проверить его по следующим параметрам:
- приглядитесь к продукту, не выпал ли осадок, — это нехороший признак;
- оцените текстурные характеристики — рабочая жидкость не должна быть мутной или с пузырями.
Если ничего не осаждается, не помутнело и не пузырится, можете доливать масло в двигатель. Но если планируется полная замена масла, обязательно приобретите свежее.
Известно несколько случаев, когда смазка умудрялась сохранять рабочие качества спустя 6-10 лет. Вероятно, владельцы добились таких результатов, четко соблюдая абсолютно все правила хранения, указанные производителем, но такая ситуация — все же исключение из правил.
Если масло хранили в открытом виде, после истечения срока не стоит применять его: велик риск, что изначальные рабочие качества утрачены и оно не сможет выполнять функцию защиты вашего мотора. Это касается любой смазки, не сумевшей пройти вышеуказанные тесты. Жидкость мутная? Неприятно пахнет? Дно емкости почернело от осадочных отложений? Отправьте масло на утилизацию.
Куда девать просрочку, уже непригодную к использованию по прямому назначению? Есть варианты:
- Передайте ее на перерабатывающее предприятие, чтобы дать ей «вторую жизнь», если такое есть в вашем регионе.
- Передайте в специальную компанию, занимающуюся переработкой отходов.
- Используйте для бытовых нужд. Просрочкой можно защитить деревянные конструкции, пустить ее на обогрев помещений, смазывать механизмы или использовать как антикоррозийный состав.
Чего делать категорически не рекомендуется — это сжигать просроченную рабочую жидкость, а также сливать ее на землю или в воду. Это наносит вред природе, и к тому же за подобные действия могут оштрафовать.

Признаки просрочки
Просроченную смазку вы легко узнаете по следующим визуально заметным признакам:
- Вид осадка. Если отложения не объемные, еле заметны — ничего страшного. Но если осадок плавает в жидкости кусками в 1 мм или более, или толстым слоем, как ил в грязной реке, лежит на дне емкости — эту продукцию применять нельзя, если не хотите испортить двигатель.
- Помутнение. Оттенок жидкости отличается: местами темный, местами светлый.
- Наличие пузырей, особенно крупных и/или многочисленных. В жидкости воздух, такое масло непригодно к использованию.
Чтобы четко увидеть все подробности, потребуется воспользоваться прозрачной тарой, хотя бы пластиковой бутылью. На свету вы сразу увидите состояние масла.
Правильное хранение моторного масла в летнее и зимнее время
Выбирая хранилище, необходимо помнить, что эта техническая жидкость обладает способностью впитывать влаги и является легковоспламеняемым веществом.

Чтобы свойства масла сохранились при хранении, создайте ему следующие условия:
- Температурный режим: от +18 до +40 °C. Оптимально хранить при 20-22 °C.
- Уровень влажности воздуха — 25-60%.
- Исключите контакт технической жидкости с воздухом и УФ-лучами.
- Защитите ее от проникновения воды и любых других сторонних жидкостей. Достаточно одной капли, чтобы испортить всю упаковку.
- Защитите содержимое тары от загрязнений. Попадание в смазку посторонних предметов, даже если они мельчайшие (песчинки, кусочки гравия, мелкий мусор) совершенно недопустимо. В будущем могут пострадать трущиеся элементы мотора — на них появятся задиры и зазубрины, и поломка станет вопросом времени.
Если вы храните смазку в зимний период, появляются дополнительные условия:
- Вам не нужны перепады температур. Если хранение смазки гаражное, поддерживайте температуру 20-24 °C. Если отапливать или утеплить гараж невозможно, перенесите упаковку в дом, квартиру или техническое помещение с отоплением.
- Оберегайте смазку от замораживания. Если от холода она кристаллизуется, а затем разморозится, часть характеристик жидкости будет утрачена. Произойдет расслоение присадок, а после заливки ее в мотор последствия могут быть непредсказуемы.
- Если масло долго пробыло в условиях пониженной температуры, обязательно взболтайте его перед заливкой — это предотвратит образование осадка.
Если следовать вышеуказанным рекомендациям, масло сохранит свой рабочий ресурс на весь заявленный производителем срок.
Масло для двухтактных моторов: сколько оно прослужит
Если у вас есть мототехника или моторная лодка, а также иная техника с двухтактным движком, вас заинтересует, сколько хранится масло для этих моторов. Оно сохраняется 5 лет, если упаковка сохраняет герметичность. Условия хранения аналогичные — никаких скачков температуры, солнца, воздуха и влаги, мусора в таре. Также срок годности смазки укорачивает ее микс с бензином. Но если уже смешали — поддерживайте те же условия при хранении.
Для упаковки используйте емкость из стали с плотно закрывающейся крышкой или держите смазку с бензином в бачке сельскохозяйственной техники для сада. Перед применением техническую жидкость, хранящуюся в отдельной емкости, встряхните, чтобы предотвратить или устранить начавший образовываться осадок. Если смесь уже «перестояла», осадок загустеет и намертво прикипит к дну емкости. В этом случае — только утилизация, это уже негодная жидкость.
Выводы
Срок годности моторного масла является важным параметром, определяемым с учетом лабораторных тестов и опыта его практического применения. Может показаться, что ограничения навязываются производителями искусственно, но в реальности цель ограничений иная: защитить и моторы, и автолюбителей.
Со временем свойства масел (как и многих химических веществ) изменяются, ранее указанные характеристики становятся неактуальными — они не соответствуют действительности. Просроченная продукция утрачивает эффективность, характерную для нее в течение обозначенного производителем срока эксплуатации. Но «преклонный возраст» смазки не несет серьезной угрозы вашему мотору — конечно, если в ней нет мусора или крупного осадка. Если вы будете использовать старую смазку, она просто не оправдает ваших ожиданий, ее применение окажется менее результативным.
Используя «свежий» товар, приобретенный у официального дилера, покупатель не разочаруется в его качестве и останется лоялен к бренду. Соблюдение сроков хранения открытых и закрытых емкостей с моторным маслом гарантирует его безопасное использование.
- Комментарии