Премиум-2020: что происходит с рынком новых автомобилей
Премиальный сектор автомобильного рынка имеет свои особенности: клиентура более консервативна, спрос формируется иными, чем в других сегментах, критериями. На первый план выходит имиджевая составляющая, комфорт. Важно подчеркнуть респектабельность, высокий статус. Экономические соображения не играют первостепенной роли.
Какие автомобили считаются премиальными
Характеристика “премиум” присуща автомобилям, которые выделяются из общей массы высоким качеством, ценой, особым статусом. Для таких автомобилей разработаны усредненные параметры:
- стоимость — не менее 4 млн. руб.;
- длина — от 5 м;
- ширина — от 1,7 м;
- рабочий объем двигателя — от 2,5 л.
Но эти критерии весьма условны. Многие производители престижных марок считают все свои автомобили принадлежащими к премиум-сегменту. Например, Mercedes C-класса, если не считать расширенные комплектации, не вписывается в указанные рамки ни по цене, ни по характеристикам. При этом, безусловно, принадлежит к автомобилям премиального класса.
Не стоит путать премиум-сегмент с люксовыми автомобилями. Они выпускаются небольшими тиражами, как правило, только на заказ. Люксовыми считаются такие марки как Rolls-Royce, Bentley, Bugatti и им подобные. Например, Mercedes S350 считается премиальным автомобилем, а Mercedes-Maybach S500 – люксовым.
Что происходило в данном сегменте рынка в 2020 году
Спрос на дорогие автомобили меньше подвержен перепадам, кризисам. Покупатели, в основной массе, обладают устойчивым финансовым положением или готовы любой ценой создать иллюзию такового. Но пандемия, вызванная covid-19, внесла свои коррективы и в этот сегмент. Пока действовал карантин, и были закрыты автосалоны, продажи упали практически до нуля. Онлайн-продажи осуществлялись, но поставок автомобилей не было. Желающим купить автомобиль, или получить уже приобретенный, ничего не оставалось, кроме как ждать окончания локдауна. Возник отложенный спрос. Есть средства, желание, а приобрести автомобиль, и сразу получить его, невозможно.
Ситуацию усугубляло ослабление национальной валюты по отношению к доллару и евро. Ценники на автомобили премиального сегмента переписывались в сторону увеличения, что ещё больше стимулировало спрос.
В результате, когда возобновились продажи, остававшиеся в продажи автомобили быстро разобрали. Начали образовываться очереди, чему способствовали перебои с поставками. Производители, имеющие локализованное в России производство, столкнулись с дефицитом компонентов, вызванным локдауном. Ввоз готовых автомобилей из-за рубежа, в разгар пандемии, полностью прекратился. Кроме того, буквально все производители пересмотрели производственную программу в сторону уменьшения выпуска. Сказалась неопределенность ситуации. Никто не мог точно сказать, когда начнет восстанавливаться нормальное функционирование экономики.
Когда ограничения ослабли, начались регулярные поставки, но дефицит сохранился. Поступающие модели уходят клиентам, которые приобретали автомобили заранее, по предоплате. На складах хранятся либо непопулярные комплектации, либо штучные, нишевые модели.
Статистика продаж 2020
Несмотря на значительное восстановление спроса, общее количество реализованных автомобилей премиум-сегмента в 2020 году уменьшилось по сравнению с прошлогодними. По данным АЕБ — Ассоциации европейского бизнеса, продажи в октябре 2020 г., выросли на 3,2 %, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Годовые продажи, с января по октябрь 2020 г., стали меньше на 9,8%, чем в 2019 г. По итогам полугодия продажи упали на 17,9%. Рост в конце года вызван тем самым отложенным спросом.
Наступившая вторая волна пандемии может снова усилить дефицит или вовсе парализовать автомобильный рынок. Сделать какие-либо прогнозы проблематично, поскольку спад продаж вызван не экономическими причинами. Все зависит от того, какие меры будут принимать правительства стран для сдерживания распространения коронавируса и поддержки спроса в условиях локдауна.
Лидеры продаж в премиум-сегменте в первом полугодии 2020 года
Аналитическое агентство «Автостат» опубликовало рейтинг продаж автомобилей этого сегмента за первое полугодие 2020 года. Десятка лидеров выглядит следующим образом:
место в рейтинге | модель | количество проданных единиц |
---|---|---|
1 | Lexus RX | 4307 |
2 | BMW X5 | 3301 |
3 | Mercedes-Benz E-Class | 2645 |
4 | BMW X7 | 2522 |
5 | BMW X3 | 2388 |
6 | BMW 5 | 2013 |
7 | Lexus NX | 1812 |
8 | Mercedes-Benz GLS | 1775 |
9 | Mercedes-Benz GLC | 1770 |
10 | BMW X6 | 1767 |
Наибольшим спросом по-прежнему пользуются кроссоверы. Например, продажи автомобиля BMW X7 увеличились в 2,5 раза, и это не предел. Дальнейшему росту препятствуют ограниченные поставки.
Несмотря на то, что Mercedes-Benz E-Class сохранил третье место, продажи упали на 24,6%. Это может быть вызвано тем, что презентовано новое поколение, и покупатели ждут его появления на рынке. Этой же причиной объясняется снижение продаж на знаменитый Mercedes-Benz S-Class: на подходе новая модель W 223.
Дать прогноз на дальнейшее состояние автомобильного рынка сложно. Никто не знает, сколько продлится пандемия. Но одно можно утверждать с уверенностью: цены будут расти, и вызвано это ослаблением рубля.
- Комментарии