Как правильно менять моторное масло?
Замена масла входит в набор процедур, которые выполняются во время гарантийного ТО. Но в случае, если гарантийный срок на автомобиль уже истек, за эту операцию потребуется доплачивать отдельно. Процедура замены моторного масла относительно несложна, и ее вполне возможно провести самостоятельно. Это позволит быть уверенным в качестве используемой жидкости и правильном проведении процедуры, к тому же даст возможность немного уменьшить расходы на обслуживание авто.

Пошаговый алгоритм действий
Для упрощения выполнения замены масла эту процедуру нужно разделить на несколько этапов. Таким образом даже новичок сможет быстро подготовить все необходимое и правильно выполнить нужные манипуляции.
Подготовка места и инструментов
Для замены масла желательно использовать гараж, оснащенный ямой, также подойдет специальная эстакада. Если таких мест нет в собственном владении, их можно найти в «карманах» трасс или неподалеку от гаражных кооперативов. Использование этих приспособлений обеспечит удобный доступ к днищу транспортного средства, позволит не испачкаться во время работы.
Необходимо заранее определиться с объемом масла, который потребуется использовать. Эту информацию можно легко найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Оно поставляется вместе с пакетом документов на машину, но даже если бумажный вариант был утрачен, нужную информацию можно легко найти в интернете, на официальном сайте производителя авто. Масло нужно приобретать с запасом, объемом не менее 1 л, это позволит не тратить время на поездку в магазин, если в процессе работы произойдут какие-то неожиданности, или изначальный расчет объемов был проведен неправильно.
Также обязательно купите новый масляный фильтр и уплотнитель для сливной пробки. Даже если он не пригодится, он обязательно понадобится в будущем. Также неплохим решением будет покупка запасной сливной пробки – со временем она выйдет из строя и потребует замены.
Вам потребуются такие инструменты для проведения операции по замене масла:
- защитные перчатки;
- несколько чистых тряпок;
- набор торцевых головок, оснащенных трещоткой и комбинированных ключей;
- «плоская» отвертка;
- фонарик (желательно налобный, он позволит использовать обе руки при работе);
- воронка;
- масло на основе силикона;
- пустая канистра объемом не менее 5 л.
Полезными будут специальные инструменты – съемник масляного фильтра и динамометрический ключ. Но их стоимость достаточно высока, к тому же все действия можно провести и без них, такие узкоспециализированные изделия позволят облегчить процесс замены масла, но не являются абсолютно необходимыми.
Правильно удаляем масло из двигателя
Удалять смазывающую жидкость из мотора нужно после ее нагрева. Для этого необходимо запустить мотор и дать ему поработать «вхолостую» 3–5 минут. Этого будет достаточно для нагрева жидкости до рабочих температур (85–95°С). Но сразу после остановки двигателя масло будет слишком горячим, что создаст риск ожогов и других неприятностей, поэтому сливать его нельзя.

Приступать к операции можно спустя 10–15 минут после остановки мотора. Это позволит безопасно работать с нагретой до нужной температуры смазывающей жидкостью. Если попытаться провести замену масла на «холодном моторе», то она завершится неудачей, ведь большая ее часть останется внутри.
После прогрева алгоритм действий будет выглядеть следующим образом:
- Установите автомобиль на яму или эстакаду.
- Откройте капот, не торопясь открутите заливную пробку.
- Немного выдвиньте масляной щуп (достаточно нескольких сантиметров), разместите его таким образом, чтобы он не сдвинулся в старое положение.
- Опуститесь под машину, освещая рабочее пространство фонарем, локализуйте сливную пробку. Она располагается в картере двигателя. Важно не перепутать ее с пробкой картера АКПП, такая ошибка часто встречается в автомобилях с мотором, расположенным поперечно.
- Прежде чем приступать непосредственно к сливу масла, наденьте защитные перчатки. Затем обрежьте одну из стенок пластиковой емкости и разместите ее непосредственно под сливным отверстием.
- Займите такое положение, чтобы обеспечить удобный доступ к пробке. Далее медленно откручивайте ее до момента, когда ощутите, что резьба закончилась. После этого резким движением потяните пробку к себе.
- Процесс удаления смазывающей жидкости из мотора займет до 15 минут.
После того, как все масло вытечет, не стоит сразу убирать емкость из-под сливного отверстия. Вначале влейте 200–400 мл чистой смазывающей жидкости сверху, этого объема будет достаточно для полного удаления старой. Затем осмотрите канистру с отработанной жидкостью «на свет». Если масло просто темное, то можно приступать к следующему этапу работы. В ситуации, когда обнаружены стружка, темные сгустки и другие загрязнения, потребуется дополнительно промыть смазывающую систему машины.
Промывка мотора
Существует два способа дополнительной очистки смазывающей системы двигателя:
- Быстрая промывка. Для ее проведения потребуется купить специальную присадку, содержащую агрессивные химические компоненты – «пятиминутку». Ее нужно залить в двигатель и дать поработать мотору в течение 5 минут. Затем масло вместе с этой присадкой сливают.
- Щадящий метод. Также подразумевает использование специальной присадки, но не содержащей едких компонентов (точнее их химическая активность гораздо ниже). Ее нужно добавить в масляную систему примерно за 100 км пробега до процедуры замены. В процессе езды нужно соблюдать предельную аккуратность – не использовать режимы работы мотора, подразумевающие высокие обороты, и не разгоняться быстрее 80 км/ч. Затем проводится стандартная процедура замены масла.
Использовать быстрый метод чистки смазывающей системы рекомендуется в ситуациях, когда автомобиль использовался в сложных условиях, например для езды по бездорожью. Но даже в этом случае часто проводить такую чистку нельзя – агрессивные компоненты негативно влияют на все узлы системы и провоцируют ускорение коррозионных процессов.
Замена моторного масла
К процедуре можно приступать после полного удаления отработанного масла. Когда оно полностью стечет, под фильтр нужно подложить чистую ветошь. Затем открутить его вручную (не забудьте надеть защитные перчатки). Для удаления фильтра нужно использовать подходящий по размеру ключ или специальный съемный инструмент. Соблюдайте аккуратность в процессе демонтажа, так как из фильтра обязательно вытечет немного жидкости.

Затем нужно протереть штуцер фильтра, нанести немного масла на уплотнитель. Далее установите новый фильтр и, соблюдая предельную осторожность, затяните его до упора. Затягивание нужно остановить, как только вы ощутите сопротивление.
Некоторые «специалисты» рекомендуют перед заменой фильтрующего элемента залить в него немного масла. Но необходимости в такой процедуре нет, каких-то дополнительных преимуществ вы не получите, а неправильное проведение такой манипуляции спровоцирует формирование воздушной пробки, которая может значительно уменьшить скорость циркуляции смазывающей жидкости. В результате ускорится износ движущихся частей двигателя, возникнет риск его перегрева, что в итоге приведет к необходимости дорогостоящего капитального ремонта.
После обновления фильтра плотно закройте сливную пробку и подложите под нее новый уплотнитель. Если в ходе выполнения этих операций вы обнаружили малейшие признаки износа или повреждения пробки, которые могут привести к нарушению ее герметичности, сразу замените деталь на новую. Стоимость новой пробки совсем невелика, особенно в сравнении с дорогостоящим ремонтом всей цилиндропоршневой группы.
После замены фильтра действуйте так:
- Вставьте воронку в заливочную горловину.
- Влейте смазывающую жидкость. Ее объем должен составлять на 500 мл меньше, чем указано в документации к эксплуатации автомобиля.
- Выньте масляный щуп, протрите его чистой тряпкой, верните на место и достаньте снова.
- Понемногу доливайте масло каждый раз проверяя его уровень при помощи щупа.
- Когда уровень жидкости достигнет отметки «MAX», прекратите заливку дополнительных объемов масла.
- Плотно закрутите крышку заливочного отверстия, вставьте щуп до конца.
- Заведите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем остановите, подождите 5 минут.
- Повторите процедуру измерения уровня масла используя щуп (достаньте, протрите тряпкой, вставьте и снова выньте для замера).
В ходе финального замера уровень жидкости должен находиться на любой отметке в диапазоне от «MIN» до «MAX». Если он ниже, добавьте еще жидкости, если выше – потребуется откачать излишек, воспользовавшись услугами специалистов СТО. В любом случае превышение или понижение уровня масла нужно устранить, так как обе ситуации опасны для двигателя и других систем автомобиля.
Зачем нужна регулярная замена масла?
Смазывающая жидкость необходима для снижения степени трения между движущимися узлами двигателя. Это улучшает его работу, снижает нагрев и резко замедляет износ деталей. Недостаток масла или его загрязненность значительно ускоряют износ, а его отсутствие быстро спровоцирует серьезную поломку, которую можно устранить только путем дорогостоящего ремонта.
В большинстве случаев рекомендуется менять масло каждые 10–15 тыс. км пробега. Внимательно изучайте рекомендации производителя, указанные на этикетке. Существуют разновидности масла, которые потребуется заменить уже через 8–10 тыс. км пробега.

Чаще менять смазывающую жидкость нужно в следующих случаях:
- вы часто ездите по бездорожью;
- проводите много времени в пробках;
- практикуете агрессивный стиль езды;
- подозреваете, что использованное масло было низкокачественным;
- использовали разновидность масла, не рекомендованную автопроизводителем.
Во всех вышеперечисленных случаях менять масло нужно каждые 5–7 тыс. км пробега. Это позволит предотвратить аварийные ситуации и значительно замедлит износ двигателя.
Как проверить уровень и давление масла?
Во всех современных машинах на приборной панели есть специальный индикатор (подсвеченный символ масленки). Когда уровень масла снижается ниже допустимого, или падает его давление, индикатор загорается. Если в ТС установлена цифровая система диагностики, она даст подробную информацию и выведет сообщение о неполадках на экран бортового компьютера.
Но не стоит полностью полагаться на встроенные датчики и работу бортовой электроники, поэтому еженедельно проверяйте уровень смазывающей жидкости самостоятельно, используя размещенный под капотом щуп. Если автомобиль не оснащен щупом и полностью полагается на электронные датчики, для считывания нужной информации придется обращаться на СТО.
Полезные рекомендации
В ходе проведения замены смазывающей жидкости, заменяйте и масляный фильтр. Также будут полезны такие советы:
- Приобретайте масло тех марок, которые рекомендованы производителем машины. Если в инструкции не были указаны конкретные марки, ориентируйтесь на физико-химические параметры, которые будут обозначены в документации.
- Не стоит часто осуществлять промывку двигателя. Эту процедуру нужно проводить только при необходимости (появление посторонних включений в жидкости). Не злоупотребляйте заменой смазывающей жидкости при помощи вакуумного насоса. Обе эти процедуры провоцируют ускорение износа деталей мотора.
- Если машина эксплуатируется в сложных условиях, меняйте масло чаще, чем рекомендует производитель. Процедуру нужно выполнять каждые 5–7 тыс. км пробега.
- Не используйте смазывающие жидкости, насыщенные дополнительными присадками и не добавляйте их отдельно. Любые присадки снижают качество хорошего масла, ухудшают его смазывающие свойства и приводят к ускорению износа.

Также стоит остерегаться подделок, особенно при покупке масел от известных брендов. Чтобы снизить вероятность столкнуться с некачественной продукцией, приобретайте смазывающие жидкости только в проверенных магазинах или на заправочных станциях, которые могут предоставить официальные сертификаты, подтверждающие качество продукции. Учитывайте, что самостоятельно проверить качество жидкости вы не сможете, для этого придется обращаться в специальную лабораторию и проводить дорогостоящие пробы.
- Комментарии