Пластичные смазки: виды, назначение, характеристика и использование
Исходя из консистенции смазок, можно выделить следующие виды:
- жидкие, которые при обычных условиях использования стекают со смазываемых деталей;
- твердые (сухие) продаются в твердом виде или в порошке;
- пластичные представляют собой нечто среднее между первыми и вторыми материалами.
Мы остановимся подробнее на пластичных смазках и рассмотрим их свойства, особенности изготовления и варианты применения.
Пластичные смазки используют в тех деталях, где требуется регулярное обмывание всей плоскости трения, а также на материалах, которые из-за своей структуры не создают требуемой адгезии жидких масел.
Кроме того, они идеально подходят для обработки деталей во время сборки узлов, не предусматривающих использования системы орошения в процессе работы.
Методика приготовления и составляющие
Пластичные материалы представляют собой сочетание твердых загустителей и жидкой основы. Используется исключительно высокоструктурированный загуститель, поэтому в состав включается совсем немного – не больше 15%.
Обычно в их состав входят основа, загуститель и присадки.
Основа
Представляет собой жидкую субстанцию. Чаще всего в этом качестве используют нефтяное или синтетическое масло, получаемое с использованием тех же методик, что и обыкновенные материалы.
В случаях приготовления особо сложных и дорогостоящих составов основы смешивают с учетом пожеланий разработчика. Процент содержания базового жидкого масла составляет от 70 до 90%. Нефтяную основу получают методом гидроочистки, используя водород. Это позволяет снизить серность и исключить асфальтовые частицы. Второе имеет особое значение для увеличения антиокислительных характеристик материала.
Пластичные смазки органического происхождения используются для машин в мало загруженных узлах, которые работают на пониженных скоростях.
База синтетического происхождения чаще всего является кремнийорганической. С ее использованием производят масла, используемые для нагруженных скоростных деталях в редукторах, которые работают на высоких оборотах. Сюда также входят ШРУСы.
Пластичные смазочные материалы бывают сменными, требующими периодического обновления, или длительного использования – они закладываются только при производстве.
Загуститель
Используется в объеме от 10 до 15% от общего состава. Чтобы получить однородный состав, его недостаточно просто добавить в жидкую основу. Технология предполагает доведение вещества до определенной температуры в ходе соединения, а также применение специальных миксеров. Потом полученную смесь охлаждают до нормальной температуры, после чего физико-химические свойства пластичных смазок остаются неизменными. Конечно же, при условии соблюдения температуры эксплуатации.
Загустителем выступают высокомолекулярные соли жирных кислот или, проще говоря, мыло. В элитных составах используют твердые углеводороды, а также неорганические соединения.
Присадки
Они входят в состав пластичной смазки. Их добавляют с целью улучшения характеристик продукта, если заказчик не в полной мере удовлетворен базовыми. Их добавление необходимо:
- для придания износостойкости деталям в процессе работы;
- предотвращения коррозии;
- уменьшения вероятности окисления самой смазки;
- повышения адгезии;
- снижения силы трения.
В качестве присадок применяют: тальк, порошок из меди, графит, слюду.
Главная характеристика пластичных смазок
Основное свойство продукта – температура каплепадения, так как полутвердые масла должны оставаться на поверхности деталей. При вращении узлов трения температура растет. Одновременно происходит снижение вязкости материала. Как только температура достигает критической точки, смазка становится жидкой и стекает с детали.
В связи с тем, что данные параметры играют важную роль, определение температуры каплепадения является обязательным этапом испытаний смазки.
Проверка производится следующим методом:
- специальную гладкую емкость с тарированным отверстием внизу кладут в автоклав с масляной баней;
- в емкости находится продукт, подлежащий проверке;
- далее масляная баня и вместе с ней проверяемый материал нагревается, показатели температуры фиксируются;
- отдельно отмечается момент, когда смазка обретает жидкую форму и начинает стекать;
- итоговой характеристикой будет среднее арифметическое двух температур.
Виды смазок и их применение
Рассмотрим самые популярные продукты:
- Shell Gadus S2 V220 2. Смазка, используемая для узлов скольжения и качения. Производится на основе минерального базового масла, включает гидроксистеарат лития, выступающий в качестве загустителя. Характеризуется отличной водостойкостью и отличными антикоррозионными качествами.
- Shell Gadus S3 V220 2. В основном используется в горнодобывающем и промышленном оборудовании. В состав входит литий-комплексный загуститель, благодаря чему температурный диапазон расширен до -20°С–+140°С.
- Shell Gadus S4 ОG Multi-Season 0/00. Улучшенный вариант пластичной смазки, который предназначен для использования в экстремальных условиях: чрезмерно низкие температуры, высокие нагрузки. Структура – жидкая, основа – алюминиевое мыло.
Необходимо учитывать, что при высокой температуре каплепадения детали лучше сохраняются при работе на температурах экстремальных величин. В этом случае масляная пленка сохранится, состав не расслоится.
Срок службы доходит до сотен тысяч километров. Благодаря таким прекрасным характеристикам состав востребован ведущими автомобильными заводами.
Shell Gadus S5 V100 2 – многоцелевая пластичная смазка, созданная на основе синтетического базового масла. Кинематическая вязкость при 100 °С составляет 14. Включает противозадирные и антикоррозионные присадки.
Графитовая смазка – в готовый состав вводится порошок мелкой дисперсии, при этом сохраняется ее вязкость. Сфера применения довольно широка: машины, промышленные агрегаты, бытовая техника.
Продукт отличается хорошими антифрикционными и температурными свойствами. Однако у него есть один недостаток – он не выносит высоких оборотов рабочего узла. В связи с этим при покупке необходимо учитывать особенности устройства, в котором будет использоваться смазка.
Водостойкая смазка для моторов лодок – продукт, выпускаемый почти всеми производителями. Она характеризуется следующими особенностями:
- прекрасно защищает детали от коррозии;
- обеспечивает повышенную адгезию, а также целостность нанесенного покрытия;
- практически не поглощает влагу и не растворяется в воде;
- имеет способность к консервации деталей из металла;
- температурные характеристики не являются основополагающим требованием допуска.
На рынке представлены различные варианты пластичных смазок. Их стоимость также различна в зависимости от свойств. Каждая из них обладает своими характеристиками и не является универсальной. Выбор осуществляют в соответствии особенностями агрегата, для которого будет использоваться продукт.
- Комментарии