Откуда берутся шлам и слизь в радиаторе
Система охлаждения автомобиля предназначена для отвода излишков тепла, образующегося при сгорании топливной смеси. Перегрев двигателя может стать причиной серьезных поломок, поэтому систему необходимо поддерживать в должном состоянии.
Основной элемент системы — радиатор. Представляет собой решетчатый теплообменник, внутри которого проложены трубки для циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Горячий антифриз поступает из блока цилиндров в радиатор, где охлаждается окружающим воздухом (при достижении критической температуры — принудительно вентилятором), и в таком состоянии возвращается в двигатель.
Откуда берутся отложения
По мере эксплуатации стенки элементов системы охлаждения, в первую очередь радиатора, покрываются отложениями в виде слизистого налета, шлама, ржавчины и т.д.
Существует несколько причин, приводящих к загрязнению радиатора и других элементов:
- Известковые отложения, которые образуются при нагреве воды (накипь, которая частично растворяется в антифризе и затем оседает в виде шлама). Охлаждающая жидкость изготавливается на основе этиленгликоля и аналогов, разбавленных очищенной дистиллированной водой. Но и в такой остаются соли, которые при многочисленных циклах нагревания и охлаждения приводят к образованию отложений.
- Модификаторы и присадки, которые добавляют при производстве ОЖ для усиления моющего и смазывающего эффектов, противодействия образованию коррозии. Со временем они начинают выпадать в осадок, оседающий на стенках.
- В систему охлаждения может попасть масло через негерметичную прокладку ГБЦ.
- Некачественная охлаждающая жидкость. Она изготавливается по устаревшей технологии, с применением присадок из неорганических материалов. Предназначается для охлаждения карбюраторных двигателей, рабочая температура которых существенно ниже, чем в инжекторных моторах. Современные ДВС значительно более термонагружены, и неорганические присадки в таких условиях быстро разлагаются и загрязняют систему.
- Смешивание несовместимых сортов ОЖ. Антифриз классифицируется по группам, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. ОЖ для суровых зим и умеренного климата содержит разный набор присадок, и смешивание жидкостей разных групп гарантированно забьет радиатор отложениями.
- Много проблем создают жидкие герметики, которые добавляют в антифриз для устранения образовавшейся течи. Система становится герметичной, при этом однозначно образуются отложения, в крайних случаях можно закупорить радиатор.
Для поддержания системы охлаждения в чистоте необходимо менять ОЖ в рекомендованные производителем сроки, с промежуточной промывкой.
Чем промыть радиатор
Промывать радиатор в отдельности нецелесообразно, необходимо очистить всю систему. Если принято решение сделать это самостоятельно, то необходимо в первую очередь определить, чем будет промываться система охлаждения. Существует несколько вариантов:
- дистиллированная вода;
- подкисленная вода с добавлением каустической соды, или уксусной эссенции, лимонная или молочной кислоты;
- готовая промывочная жидкость.
Воду из-под крана использовать нельзя. В ней содержится много примесей, солей, образуется накипь. Ни в коем случае нельзя применять агрессивные химические вещества типа раствора кислот.
Оптимальный вариант — жидкость для промывки системы. Очистители мягкого действия добавляют в антифриз незадолго до замены. В процессе эксплуатации происходит очистка системы, затем антифриз с очистителем сливаются и заменяются новым. Такая методика лучше подходит для использования в профилактических целях. С застарелыми отложениями мягкие очистители, как правило, не справляются.
Другой тип жидкости для промывки заливается вместо антифриза, двигателю дают недолго поработать на холостом ходу. Затем жидкость сливается, система заправляется новым антифризом. Этот вариант предпочтительнее. Такие средства продаются чаще в виде концентрата, который разбавляют дистиллированной водой.
Промывочная жидкость — это тот же антифриз, но с увеличенной концентрацией моющих присадок. Кратковременная работа двигателя с такой жидкостью в системе охлаждения вреда не принесет.
Как промыть систему охлаждения
Оптимальный вариант — обратиться в специализированный автосервис и доверить работу профессионалам. В таких центрах отработана технология, имеются проверенные промывочные жидкости, предлагается выбор антифриза.
Для самостоятельной промывки необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Снять крышку расширительного бачка.
- Открутить сливную пробку на радиаторе (если имеется) и на блоке. Если доступ затруднен, снять нижний патрубок радиатора.
- После того как жидкость сольется, восстановить герметичность системы.
- Залить промывочную жидкость.
- Включить обогрев салона, чтобы жидкость циркулировала через отопитель.
- Прогреть двигатель до срабатывания вентилятора системы охлаждения и дать поработать несколько минут.
- Если требуется, дать отстояться двигателю, чтобы промывка действовала достаточное время.
- Прогреть мотор еще раз и слить промывочную жидкость. При необходимости процедуру повторить.
- Залить новый антифриз.
- Комментарии